| | Marine terms

Marine terms

А

Ахтерштаг (нидерл. achterstag) — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости (ДП) с кормы мачты, дымовые трубы и т.п.

Ахтерштевень - открытая или замкнутая стальная рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал. У ахтерштевня различают рудерпост, старнпост и др. элементы.

Б

Бакен, буй - плавучий знак на якоре:

- для обозначения навигационных опасностей;
- для ограждения фарватеров реки (судового хода);
- для указания точек поворота.

Бакштаг (курс) - курс парусного судна, при котором направление ветра образует с диаметральной плоскостью судна угол более 90 градусов и менее 180 градусов.

Баллер (руля) - кованый или литой монолитный вал:

- жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней - с румпелем;
- служащий для перекладки пера руля и удержания его в заданном положении.

По расположению баллера относительно пера различают простые, балансирные и полубалансирные судовые рули.

Бейдевинд - курс парусного судна против ветра, при котором угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра менее 90 град. Различают:

- крутой бейдевинд с углом менее 67.5 град;
- полный бейдевинд с углом более 67.5 град.

Брочинг — резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.

Движения яхты в противоположном относительно крена направлении вызванные несимметричностью корпуса обычно являются причиной брочинга, чаще всего это происходит на курсах фордевинд и бакштаг. Если силу, возникшую в результате этих факторов не удаётся компенсировать воздействием руля, то яхта уходит в брочинг.

Очень часто брочинг происходит при несении спинакера и большом дифференте на нос, из-за чего происходит прорыв воздуха под днище лодки в район пера руля и как следствие потеря управляемости. Бушприт - (от англ. bowsprit) - горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов.

В

Ванты (нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.

Ватерлиния - линия вдоль борта судна, определяющая предельную осадку судна с полной загрузкой.

Г

Галс - движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт /англ. port side) и правый (ветер дует в правый борт/ анг. starboard) галсы.

Галфвинд -(нидерл. halfwind - букв. - полветра), курс парусного судна, при котором его продольная ось перпендикулярна направлению ветра.

Гальюн - самый нос мореходного судна, передняя часть надводной оконечности его; наружная, выдавшаяся наделка к корпусу, под бушпритом, где бывают отхожие места

Генуя - (англ. Genoa) — большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту. На яхте может иметься несколько генуй, обозначаемых номерами (№ 1, № 2 и т.д.). При этом чем больше номер, тем генуя имеет более прочную ткань, более плоскую форму и меньшую площадь.

Гик - (от нидерл. giek букв. — палка) — горизонтальное рангоутное дерево, одним концом (пяткой) подвижно скреплённое с нижней частью мачты парусного судна. По гику растягивается нижняя шкаторина косого паруса (грота, фока или бизани). Соответственно гик получает дополнительное название: грота-гик, фока-гик и т.п.

Грот - нижний прямой парус на грот-мачте.

Грот-мачта — судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)

Д

Дифферент - угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна, а также его ушей.

Дрейф судна (от голл. drijven — плавать, гнать), смещение движущегося судна с линии заданного курса под воздействием ветра и волн.

З

Зыбь - волнение, продолжающееся после затихшего, ослабевшего или изменившего направление ветра или вызванное ветром в другом районе моря; длинные (до 800 м) и пологие волны высотой до 10-15 м и периодом до 17-20 с.

И

Иллюминатор - круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов. Круглая форма иллюминатора вызвано большей прочностью круглых отверстий.

К

Кабельтов - (голл. kabeltouw), внесистемная единица длины, применяемая в мореходной практике. 1 К. = 0,1 мили (морской) = 185,2 м.

Камбуз - (нидерл. kombuis) — помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня). В зависимости от размера судна размещается в отдельном помещении или представляет собой выделенный участок бо́льшего пространства.

Катамаран - двухкорпусное судно.

Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.

На современных яхтах килeм принято называть фальшкиль.

Кильватер - Струя позади идущего судна по линии киля. Итти в кильватере какого нибудь судна (итти вслед за другим судном по одной линии).

Кингстон - запорный клапан на подводной части наружной обшивки судна, имеющий соединения с приемными или отливными трубопроводами судна.

Киповая планка - элемент швартовного устройства; стальная или чугунная отливка в виде разомкнутой рамы для проводки швартовного троса в нужном направлении. Киповые планки заменяют швартовные или буксирные клюзы в тех местах, где нет фальшборта.

Клюз (голл. kluis), отверстие в корпусе судна, окаймленное чугунной или стальной литой рамой, для пропуска якорной цепи или швартовых тросов и называемое соответственно якорным или швартовым клюзом.

Кнехт (голл. knecht), парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмерками швартового (швартовый кнехт) или буксирного (буксирный кнехт) троса. Обычно кнехты пустотелые, стальные или чугунные. На парусных судах кнехт снабжали шкивами для натяжения и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.

Кокпит (англ. cockpit) - углубленное открытое помещение в средней или кормовой части палубы для рулевого и пассажиров (на катерах и парусных яхтах).

Корма - задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров.

Кранец (от голл. krans) - приспособление (деревянный брус, старая автомобильная покрышка и пр.) для смягчения ударов бортов судна о причал или другое судно.

Краспица - на современных парусных яхтах краспица — это распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа (ромбвантами, топвантами и т.п.), позволяющая получить угол, необходимый для обеспечения опорной реакции вант при высокой мачте.

Л

Лавировка - зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру. Большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Для достижения цели, лежащей в этом секторе, следует выполнить серию зигзагообразных маневров по отношению к направлению ветра — поворотов оверштаг или фордевинд. Как правило, используются повороты оверштаг, позволяющие сменить галс без потери высоты. Повороты фордевинд на лавировке используются только в случае, если оверштаг невозможен или затруднен (например на парусной доске (виндсерфинг) малого объема.

Лаг - прибор, предназначенный для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Левентик - курс, образующий с направлением ветра угол 0°, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Леер -(от нидерл. leier) - ограждение (тросовое, из металлических труб и пр.) вдоль бортов, вокруг люков и т. д. на судне, а также трос для постановки некоторых парусов. Спасательный леер - трос на бортах спасательной шлюпки.

Лоция (от голландского loodsen — вести корабль), 1) раздел судовождения, занимающийся изучением водных бассейнов с точки зрения условий плавания по ним; 2) название пособий, содержащих подробное описание навигационных особенностей водных бассейнов (берегов, рельефа дна, навигационных опасностей и систем их ограждения, гидрологических и метеорологических условий и т.п.). Л. служит руководством для плавания в описываемом бассейне (например, Л. Чёрного моря). Л. издаются правительственными гидрографическими учреждениями различных стран.

М

Магнитное склонение - угол между географическим и магнитным меридианами в данной точке земной поверхности. Склонение магнитное считается положительным, если северный конец магнитной стрелки отклонен к востоку от географического меридиана, и отрицательным - если к западу.

Магнитный курс - угол заключённый между направлением линии пути и магнитным меридианом места измерения с учётом магнитного склонения, отсчитывается по часовой стрелке.

Мачта (от нидерл. mast) судовая - вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. К мачте крепят грузовые стрелы, судовые огни и т.д. На парусных судах мачты - основа всего рангоута - служат для постановки парусов; носовая мачта называется фок-мачта, следующая за ней - грот-мачта (у многомачтовых судов отличаются порядковым номером), кормовая (у судов с 3 и более мачтами) - бизань-мачта.

Мол (итал. molo от лат. moles — масса, насыпь) — гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу. Одновременно мол может служить для размещения причалов и перегрузочных устройств.

Морская миля - международная морская миля равна ровно 1852 метрам.

Морско́е пра́во (международное морское частное право) — подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранном элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с морепользованием. Морское право следует отличать от международного морского публичного права, которое регламентирует отношения между государствами по вопросам использования мирового океана.

Н

На траверзе (англ. traverse) — направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля (судна). Соответствует курсовому углу 90°. Применяется выражение на траверзе, означающее что корабль поравнялся с каким-либо другим предметом или кораблем. Таким образом, траверз есть у корабля, но не у предмета. Поэтому встречающиеся у некоторых авторов словосочетания вроде «на траверзе острова…» являются взаимоисключающими терминами.

О

Осадка (англ. Draft) — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

П

Пайол - деревянный настил в трюме грузового морского судна.

Палуба - горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине. В отличие от палубы, перекрытие, расположенное на части длины или ширины судна, называется платформой. В корпусе судна может быть одна или несколько палуб и платформ. Палуба состоит из настила (собственно палубного настила и палубного стрингера по линии примыкания палубы, к борту) и набора (бимсов, карлингсов и др.).

Парус - ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.

Паруса штормовые - паруса меньшего размера, которые:1. шьются из самой толстой и прочной парусины; и 2. поднимаются при очень свежей погоде.

Пеленг -(от нидерл. peiling) - 1) угол между направлением на наблюдаемый объект и одной из основных плоскостей, принятых за начало отсчета угловых координат. В морской и воздушной навигации обычно то же, что азимут.
Пеленгатор - прибор, применяемый в морской и воздушной навигации для определения угловых направлений на внешние ориентиры (береговые или плавучие объекты, небесные светила и др.).

Перо руля - плоская часть руля, находящаяся под водой.

Поворот оверштаг - поворот судна (шлюпки), следующего под парусами, на новый галс. При таком повороте судно пересекает линию ветра носом.

Поворот фордевинд - переход судна (шлюпки) с одного галса на другой, когда судно (шлюпка) переходит линию ветра кормой.

Привестись / увалиться - маневр, при котором нос лодки приближается / удаляется к / от линии ветра.

Причал, пирс - (от англ. piers, множественное число от «pier» — столб, мол, пристань, причал) — гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря, океана и т. д.) и имеющее весьма разнообразное предназначение.

Р

Регата - (итал. regata, от riga — ряд, линия; стартовая линия) — крупное, обычно традиционное, соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов (иногда регатой называют соревнования по водно-моторному спорту или соревнования радиоуправляемых яхт).

Релинг - жёсткое, деревянное или металлическое ограждение на борту кораблей. Релинг должен предотвратить падение экипажа или пассажиров за борт.

Румпель - (от нидерл. roerpen, от roer — весло, руль и pen — шпенёк) — специальный рычаг, закрепленный в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси.[1]. Составная часть рулевого устройства.

С

Спинакер - (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Парус изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

Стаксель - треугольный парус. Ставится на штаге — снасти стоячего такелажа судна, поддерживающего мачту спереди. В общем случае — треугольный косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами или впереди фок-мачты.

Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Т

Томбуй - деревянный, металлический или пробковый поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. К томбую крепится трос (буйреп), другой конец которого крепится к якорю.

Тоннаж - мера габаритов либо грузоподъемности корабля. Этот термин происходит от налога, взимавшегося с тонн (бочек) вина, а впоследствии был расширен до обозначения отношению к весу груза судна, однако в современном значении слово "тоннаж" обозначает объёма или груза либо объёма судна. Этот термин до сих пор иногда неправильно используется для обозначения веса груженого или порожнего судна. Термины "тоннаж" и "тонна" имеют разные значения, хотя их часто путают.

Траверз - см. "На траверзе".

Транец - концевое плоское образование кормы всех шлюпок за исключением вельботов.

Ф

Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать)) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях относятся к бегучему такелажу.

Фальшборт (от нем. Falschbord, буквально – ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит ограждением открытых частей палубы и уменьшает накат волн на неё; к Ф. крепят палубный груз. Прочность Ф. и его стоек рассчитывают на удары волн и на воздействие груза при крене. Верхнюю кромку Ф. подкрепляют прочным планширом, в нижней части Ф. устраивают штормовые портики с целью быстрого стока воды с палубы.

Фарватер (голл. vaarwater, от varen – двигаться, плавать и water – вода), судовой ход, безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фиорду и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства. Ф. обозначают средствами навигационного оборудования – буями, створными знаками и др.

Фордевинд (голл. vooldewind) -1) курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра, 2) Поворот парусного судна носом по ветру.

Форштевень (голл. voorsteven, от voor – впереди и steven – штевень, стояк), прочный брус по контуру носового заострения, на котором замыкается наружная обшивка набора корпуса судна. В нижней части Ф. соединяется с килем. На стальных судах Ф. кованый, литой или сварной; на деревянных судах Ф., обычно составленный из нескольких частей, оковывается стальной полосой.

Ш

Швартов - трос или цепь, предназначенные для подтягивания и удержания судна у причала, у рейдовой бочки или у другого судна. Число швартовых, их толщина и длина зависят от размеров судна и условий стоянки.

Швертбот, швербот (нем. Schwertboot, от Schwert — шверт и Boot — судно), парусное одномачтовое спортивное или прогулочное судно с малой осадкой и оборудованное швертом. Длина Ш. достигает 12 м. Парусное вооружение — гафельное или бермудское, иногда имеется двигатель. Мореходные качества Ш. невысоки, и поэтому они чаще используются в водоёмах, где не бывает большого волнения (реки, озёра, небольшие водохранилища). Малая осадка позволяет Ш. плавать в мелководных районах с поднятым швертом.

Шкаторина - кромка паруса (мягкого пластыря), подкрепленная для прочности 2-3 слоями парусины или обшитая тонким растительным или синтетическим тросом (ликтросом).На парусе выделяют:- верхнюю шкаторину (head of sail); - нижнюю шкаторину (foot of sail); - переднюю шкаторину (luff of sail); - заднюю шкаторину (leach of sail).

Шкот -(от нидерл. schoot) - снасть (трос) судового бегучего такелажа для управления парусами.

Штаг (нидерл. stag производно от stagen (подпирать)) — снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем.